В России не хватает полувагонов для перевозки стройматериалов

Депутаты Госдумы РФ обеспокоены вопросом дефицита полувагонов для перевозки строительных грузов и просят Минтранс решить эту ситуацию. Ведомство же предлагает ввести квоты на предоставление полувагонов.

– Не так давно опять зафиксирован очередной скачок цен на строительные материалы. Одним из факторов роста цен стал дефицит железнодорожных полувагонов. С тех пор как в 2016 году в стране запретили продлять срок службы старых полувагонов, ОАО РЖД регулярно фиксирует их сезонный дефицит, – указано в сообщении Минтрансу от первого заместителя председателя комитета Госдумы по строительству и ЖКХ Владимира Кошелева.

На данный момент ставки предоставления полувагонов продолжают расти. Так, в мае в строительном сегменте стоимость повысилась на 10%. Хотя общие вагоноотправки уменьшились, по сравнению с 2022 годом, и формально дефицита полувагонов быть не должно. Но фактически количество перевозок строительных грузов выросло за первое полугодие 2023 года на 6,1%. Кроме того, при рекордных объемах рабочего парка, его излишек поглощается замедлением оборота вагонов.

В Институте проблем естественных монополий уверены, оборот вагонов вряд ли серьезно сократится летом, так как в этот период производится большое количество ремонтных работ. Дальше ситуация будет зависеть от состояния железнодорожной сети. Согласно исследованиям, в конце лета прогнозируется рост количества вагонов до 1,3 млн единиц, что может существенно осложнить движение.

По словам аналитиков, нехватка вагонов – постоянно возникающее явление в момент высокого спроса и высоких ставок. Решить эту ситуацию можно путем долгосрочных контрактов с фиксированной ставкой. В Минтрансе предложили еще один вариант решения проблемы: квотирование полувагонов в рамках Союза операторов железнодорожного транспорта. Однако среди участников рынка мнения по поводу этой идеи не однозначны.

В Минтрансе заявляют, что ставки операторов напрямую влияют на стоимость грузоперевозок, но сами же представители операторского рынка указывают, что их доля в общих затратах грузоотправителя на перевозку составляет порядка 30%. Также операторы утверждают, что дефицита полувагонов в стране нет. А вот вопрос вагонной компоненты следует рассматривать детальнее.

Некоторые эксперты считают, что выходом из сложившейся ситуации может стать улучшение диспетчеризации на сети, а также использование альтернативных видов транспорта, в том числе речного для насыпных грузов, где есть большой потенциал.

14 июля 2023 года