Инкотермс 2020

Это одиннадцать правил, которые применяются в международной торговле и фиксируют права и обязанности сторон сделки касаемо поставки продукции от продавца к покупателю.

Правила представляют собой сокращенные внешнеторговые термины, которые отражают сложившуюся в мире практику.

Инкотермс 2020 – последняя на данный момент редакция правил. В ней существует 4 группы базисных условий поставок продукции (E, F, C и D). Они делятся согласно распределению обязанностей между сторонами сделки.

Термины и обозначения

+
EXW Ex Works

Термин означает, что продавец считается исполнившим свои обязательства по контракту, когда передаёт продукцию покупателю на своём предприятии, складе или торговой площадке. Фактически это самовывоз.

Покупателю необходимо с осторожностью выбирать условия поставки EXW, ведь он будет нести все риски при перевозке продукции, а также самостоятельно проводить таможенное оформление партии. На продавце же лежат минимальные обязанности – уведомить о готовности продукции и открыть двери склада.

EXW очень удобно использовать, когда покупатель забирает у разных производителей несколько товарных партий и собирает их вместе для дальнейшей перевозки и растаможки.

+
FCA Free Carrier

По данным внешнеторговой статистики более 40 % продукции во всём мире отгружается на условиях FCA.

Термин означает, что продавец считается исполнившим свои обязательства по контракту, когда передаёт покупателю продукцию, загруженную на транспортное средство в заранее указанном месте и выпущенную таможней в рамках процедуры экспорта (также продавец уплачивает вывозные пошлины и сборы, если это необходимо). При этом таможенное оформление импорта – это обязанность покупателя.

У FCA существует два возможных места отправки продукции: место, принадлежащее продавцу (склад, завод или магазин) и склады, терминалы и порты, находящиеся вне ведения отправителя. В первом случае отгрузка считается состоявшейся при фактическом помещении товара на указанное транспортное средство, а во втором при передаче перевозчику товара непосредственно из транспорта продавца. При этом поставщик предоставляет все имеющиеся у него данные, касающиеся безопасности и особенностей транспортировки продукции.

FCA очень удобно использовать, когда покупатель забирает у разных производителей несколько товарных партий и собирает их вместе для дальнейшей перевозки и растаможки.

+
FAS Free Alongside Ship

Термин означает, что продавец считается исполнившим свои обязательства по контракту, когда передаёт покупателю продукцию, размещённую вдоль борта судна и выпущенную таможней в рамках процедуры экспорта (также уплачиваются вывозные пошлины и сборы, если это необходимо). При этом таможенное оформление импорта – обязанность покупателя.

При FAS покупатель обязан самостоятельно загрузить продукцию, оплатить транспортировку, импортные пошлины и поставить товар в назначенное место.
FAS применяется только при речных и морских перевозках.

В случае, если получатель не может сам загрузить товар на судно, целесообразнее использовать условия FOB.

FAS удобен для продавца тем, что у него есть возможность проверить товар при погрузке и убедиться в надёжности его крепления на судне. Однако он должен заранее арендовать подземное оборудование в порту.

+
FOB Free On Board

Термин означает, что продавец считается исполнившим обязательства по контракту, когда передаёт в распоряжение покупателю продукцию, размещённую на борту судна и выпущенную таможней в рамках процедуры экспорта (также уплачиваются вывозные пошлины и сборы, если это необходимо). Применяется только при речных и морских перевозках. При этом таможенное оформление импорта – обязанность покупателя. При этом товар не просто должен переместиться за поручни судна, но и быть размещен и закреплен на палубе или в трюме.

Покупатель при этом обязан самостоятельно загрузить продукцию, оплатить транспортировку, импортные пошлины и доставить товар по месту назначения.
FOB использовался наиболее часто в международной торговле, эти условия были внесены в первую редакцию правил в 1936 году и с тех пор не подвергались изменениям.

FOB удобен для продавца тем, что именно он является грузоотправителем во всех товаротранспортных документах. Это позволяет легче решать формальности с банками и налоговыми органами.

+
CFR Cost And Freight

Термин означает, что продавец считается исполнившим обязательства по контракту, когда передаёт в распоряжение покупателя продукцию, размещённую на борту судна и выпущенную таможней в рамках процедуры экспорта (также уплачиваются вывозные пошлины и сборы, если это необходимо). При этом фрахт оплачивается продавцом, а импортное таможенное оформление и разгрузка – обязанности покупателя.

Отметим, что риски потери или порчи товарной партии переходят к покупателю в момент размещения её на борту или в трюме судна, а не при прибытии в назначенный порт. То есть риски и расходы переходят в двух разных местах. CFR применяется только при речных и морских перевозках.

CFR удобен для продавца тем, что именно он является грузоотправителем во всех товаротранспортных документах. Это позволяет легче решать формальности с банками и налоговыми органами.

+
CIF Cost, Insurance and Freight

Термин означает, что продавец считается исполнившим обязательства по контракту, когда передаёт покупателю застрахованную продукцию, размещённую на борту судна и выпущенную таможней в рамках процедуры экспорта (также уплачиваются вывозные пошлины и сборы, если это необходимо). При этом фрахт оплачивается продавцом, а таможенное оформление импорта и разгрузка – обязанности покупателя.

Основным отличием от CFR – обязанность продавца застраховать товарную партию от утери и повреждений во время транспортировки за свой счёт, но в пользу покупателя. CIF используется только при речных и морских перевозках.

CIF удобен и продавцу, и покупателю. Продавцу удобно использовать CIF, так как именно он является грузоотправителем во всех товаротранспортных документах. Это позволяет в дальнейшем гораздо легче решать многие формальности с банками и налоговыми органами.

Покупатель же получает груз, застрахованный от утери и повреждения во время транспортировки.

+
CIP Carriage and Insurance Paid to

Термин означает, что продавец считается исполнившим свои обязательства по контракту, когда передаёт перевозчику заранее застрахованную продукцию, выпущенную таможней в рамках процедуры экспорта (также уплачиваются вывозные пошлины и сборы, если это необходимо).

При этом транспортировка, расходы, связанные с транзитом, оплачиваются продавцом, а таможенное оформление импорта – обязанность покупателя. Расходы по оплате складов также ложатся на продавца.

CIP выгоден покупателю, ведь он застрахован от риска утери и повреждения продукции во время транспортировки.

+
CPT Carriage Paid to

Термин означает, что продавец считается исполнившим обязательства по контракту, когда передаёт перевозчику продукцию, выпущенную таможней в рамках процедуры экспорта (также уплачиваются вывозные пошлины и сборы, если это необходимо).

При CPT транспортировка до назначенного пункта, расходы, связанные с транзитом и оплатой таможенных складов в случае задержек, оплачиваются продавцом, а таможенное оформление импорта и разгрузка при прибытии – обязанности покупателя.

CPT удобно использовать крупным продавцам-экспортёрам, имеющим собственный парк транспорта, с ним можно легко координировать отгрузки. Также эти условия подходят для оплаты по банковскому аккредитиву, так как позволяют продавцу легко получить товаросопроводительные документы, где он указан как отправитель.

+
DAP Delivered at Point

Термин означает, что продавец считается исполнившим обязательства по контракту, когда передаёт покупателю продукцию, готовую к выгрузке в назначенном пункте и выпущенную таможней в рамках процедуры экспорта (также уплачиваются вывозные пошлины и сборы, если это необходимо).

При DAP транспортировка до назначенного пункта, расходы, связанные с транзитом и оплатой таможенных складов в случае задержек, оплачиваются продавцом, а таможенное оформление импорта и разгрузка при прибытии – обязанности покупателя.

У DAP есть существенный недостаток: при нем неудобно использовать банковский аккредитив, так как передача происходит в самом конце транспортной цепочки.

+
DPU Delivered Named Place Unloaded

Термин означает, что продавец считается исполнившим обязательства по контракту, когда передаёт покупателю продукцию, выгруженную в назначенном пункте и прошедшую экспортное таможенное оформление (также уплачиваются вывозные пошлины и сборы, если это необходимо).

При DPU транспортировка до назначенного пункта, расходы, связанные с транзитом и оплатой таможенных складов в случае задержек, оплачиваются продавцом, а таможенное оформление импорта – обязанность покупателя.

DPU удобно использовать при курьерских поставках малогабаритных товаров, когда водитель лично в руки передаёт посылку адресату.

+
DDP Delivered Duty Paid

Термин означает, что продавец считается исполнившим обязательства по контракту, когда передаёт покупателю продукцию готовую к выгрузке в назначенном пункте и прошедшую экспортное и импортное оформление в таможне.

При DDP стоимость транспортировки до места, расходы, связанные с прохождением таможни в обеих странах, транзитом, оплата таможенных складов в случае задержек оплачиваются продавцом. Только разгрузка при прибытии остаётся обязанностью покупателя.

Все риски до момента передачи партии для разгрузки в назначенном пункте несёт продавец.