Инкотермс 2020
Условия инкотермс 2020 – это одиннадцать правил, которые применяются в международной торговле и фиксируют права и обязанности сторон сделки касаемо поставки продукции от продавца к покупателю.
Правила представляют собой сокращенные внешнеторговые термины, которые отражают сложившуюся в мире практику.
Инкотермс 2020 – последняя на данный момент редакция правил. В ней существует 4 группы базисных условий поставок продукции (E, F, C и D). Они делятся согласно распределению обязанностей между сторонами сделки.
Инкотермс (от английского International Commercial Terms) – это международные правила, определяющие права и обязанности сторон в международной торговле. Они были введены Международной торговой палатой (МТП) в 1936 году и регулярно обновляются. В последнем обновлении, произошедшем в 2020 году, были внесены изменения и добавлены новые условия.
Одной из главных особенностей инкотермс 2020 является привязка поставки к месту, где продавец передает товар покупателю, что делает их более ясными и предсказуемыми для всех сторон. Новые условия включают такой термин, как DPU (поставка в место назначения, оплаченная). Это условия облегчает определение ответственности за товары и расходы при каждом этапе транспортировки.
Одним из главных преимуществ новых условий является сокращение возможности для возникновения споров и неясностей между сторонами. Каждая из сторон теперь точно знает свои права и обязанности на каждом этапе сделки, что упрощает и ускоряет процесс торговли. Это особенно важно в международной торговле, где часто возникают различные культурные и правовые особенности.
Кроме того, инкотермс 2020 стимулируют использование электронной коммерции в международной торговле. В новых условиях акцент делается на использовании электронных документов, что повышает эффективность и скорость обработки документации. Это может существенно снизить время и затраты на оформление транспорта и страхования и улучшить общую производительность процесса торговли.
Однако, следует отметить, что использование инкотермс 2020 не является обязательным для всех сделок. Стороны могут договориться о применении других условий, если это лучше соответствует их потребностям и специфике сделки. Однако, рекомендуется использовать стандартные условия инкотермс, чтобы избежать недоразумений и споров.
В заключение, условия инкотермс 2020 предоставляют стандартные правила и ясность для международной торговли. С помощью новых терминов и учета электронной коммерции они облегчают определение ответственности за товары и расходы на каждом этапе транспортировки. Использование инкотермс 2020 может значительно упростить процесс торговли и сократить время и затраты, что особенно важно в современном мире, где международная торговля становится все более важной и динамичной составляющей экономики.
Термины и обозначения
Термин означает, что продавец считается исполнившим свои обязательства по контракту, когда передаёт продукцию покупателю на своём предприятии, складе или торговой площадке. Фактически это самовывоз.
Покупателю необходимо с осторожностью выбирать условия поставки EXW, ведь он будет нести все риски при перевозке продукции, а также самостоятельно проводить таможенное оформление партии. На продавце же лежат минимальные обязанности – уведомить о готовности продукции и открыть двери склада.
EXW очень удобно использовать, когда покупатель забирает у разных производителей несколько товарных партий и собирает их вместе для дальнейшей перевозки и растаможки.
По данным внешнеторговой статистики более 40 % продукции во всём мире отгружается на условиях FCA.
Термин означает, что продавец считается исполнившим свои обязательства по контракту, когда передаёт покупателю продукцию, загруженную на транспортное средство в заранее указанном месте и выпущенную таможней в рамках процедуры экспорта (также продавец уплачивает вывозные пошлины и сборы, если это необходимо). При этом таможенное оформление импорта – это обязанность покупателя.
У FCA существует два возможных места отправки продукции: место, принадлежащее продавцу (склад, завод или магазин) и склады, терминалы и порты, находящиеся вне ведения отправителя. В первом случае отгрузка считается состоявшейся при фактическом помещении товара на указанное транспортное средство, а во втором при передаче перевозчику товара непосредственно из транспорта продавца. При этом поставщик предоставляет все имеющиеся у него данные, касающиеся безопасности и особенностей транспортировки продукции.
FCA очень удобно использовать, когда покупатель забирает у разных производителей несколько товарных партий и собирает их вместе для дальнейшей перевозки и растаможки.
Термин означает, что продавец считается исполнившим свои обязательства по контракту, когда передаёт покупателю продукцию, размещённую вдоль борта судна и выпущенную таможней в рамках процедуры экспорта (также уплачиваются вывозные пошлины и сборы, если это необходимо). При этом таможенное оформление импорта – обязанность покупателя.
При FAS покупатель обязан самостоятельно загрузить продукцию, оплатить транспортировку, импортные пошлины и поставить товар в назначенное место.
FAS применяется только при речных и морских перевозках.
В случае, если получатель не может сам загрузить товар на судно, целесообразнее использовать условия FOB.
FAS удобен для продавца тем, что у него есть возможность проверить товар при погрузке и убедиться в надёжности его крепления на судне. Однако он должен заранее арендовать подземное оборудование в порту.
Термин означает, что продавец считается исполнившим обязательства по контракту, когда передаёт в распоряжение покупателю продукцию, размещённую на борту судна и выпущенную таможней в рамках процедуры экспорта (также уплачиваются вывозные пошлины и сборы, если это необходимо). Применяется только при речных и морских перевозках. При этом таможенное оформление импорта – обязанность покупателя. При этом товар не просто должен переместиться за поручни судна, но и быть размещен и закреплен на палубе или в трюме.
Покупатель при этом обязан самостоятельно загрузить продукцию, оплатить транспортировку, импортные пошлины и доставить товар по месту назначения.
FOB использовался наиболее часто в международной торговле, эти условия были внесены в первую редакцию правил в 1936 году и с тех пор не подвергались изменениям.
FOB удобен для продавца тем, что именно он является грузоотправителем во всех товаротранспортных документах. Это позволяет легче решать формальности с банками и налоговыми органами.
Термин означает, что продавец считается исполнившим обязательства по контракту, когда передаёт в распоряжение покупателя продукцию, размещённую на борту судна и выпущенную таможней в рамках процедуры экспорта (также уплачиваются вывозные пошлины и сборы, если это необходимо). При этом фрахт оплачивается продавцом, а импортное таможенное оформление и разгрузка – обязанности покупателя.
Отметим, что риски потери или порчи товарной партии переходят к покупателю в момент размещения её на борту или в трюме судна, а не при прибытии в назначенный порт. То есть риски и расходы переходят в двух разных местах. CFR применяется только при речных и морских перевозках.
CFR удобен для продавца тем, что именно он является грузоотправителем во всех товаротранспортных документах. Это позволяет легче решать формальности с банками и налоговыми органами.
Термин означает, что продавец считается исполнившим обязательства по контракту, когда передаёт покупателю застрахованную продукцию, размещённую на борту судна и выпущенную таможней в рамках процедуры экспорта (также уплачиваются вывозные пошлины и сборы, если это необходимо). При этом фрахт оплачивается продавцом, а таможенное оформление импорта и разгрузка – обязанности покупателя.
Основным отличием от CFR – обязанность продавца застраховать товарную партию от утери и повреждений во время транспортировки за свой счёт, но в пользу покупателя. CIF используется только при речных и морских перевозках.
CIF удобен и продавцу, и покупателю. Продавцу удобно использовать CIF, так как именно он является грузоотправителем во всех товаротранспортных документах. Это позволяет в дальнейшем гораздо легче решать многие формальности с банками и налоговыми органами.
Покупатель же получает груз, застрахованный от утери и повреждения во время транспортировки.
Термин означает, что продавец считается исполнившим свои обязательства по контракту, когда передаёт перевозчику заранее застрахованную продукцию, выпущенную таможней в рамках процедуры экспорта (также уплачиваются вывозные пошлины и сборы, если это необходимо).
При этом транспортировка, расходы, связанные с транзитом, оплачиваются продавцом, а таможенное оформление импорта – обязанность покупателя. Расходы по оплате складов также ложатся на продавца.
CIP выгоден покупателю, ведь он застрахован от риска утери и повреждения продукции во время транспортировки.
Термин означает, что продавец считается исполнившим обязательства по контракту, когда передаёт перевозчику продукцию, выпущенную таможней в рамках процедуры экспорта (также уплачиваются вывозные пошлины и сборы, если это необходимо).
При CPT транспортировка до назначенного пункта, расходы, связанные с транзитом и оплатой таможенных складов в случае задержек, оплачиваются продавцом, а таможенное оформление импорта и разгрузка при прибытии – обязанности покупателя.
CPT удобно использовать крупным продавцам-экспортёрам, имеющим собственный парк транспорта, с ним можно легко координировать отгрузки. Также эти условия подходят для оплаты по банковскому аккредитиву, так как позволяют продавцу легко получить товаросопроводительные документы, где он указан как отправитель.
Термин означает, что продавец считается исполнившим обязательства по контракту, когда передаёт покупателю продукцию, готовую к выгрузке в назначенном пункте и выпущенную таможней в рамках процедуры экспорта (также уплачиваются вывозные пошлины и сборы, если это необходимо).
При DAP транспортировка до назначенного пункта, расходы, связанные с транзитом и оплатой таможенных складов в случае задержек, оплачиваются продавцом, а таможенное оформление импорта и разгрузка при прибытии – обязанности покупателя.
У DAP есть существенный недостаток: при нем неудобно использовать банковский аккредитив, так как передача происходит в самом конце транспортной цепочки.
Термин означает, что продавец считается исполнившим обязательства по контракту, когда передаёт покупателю продукцию, выгруженную в назначенном пункте и прошедшую экспортное таможенное оформление (также уплачиваются вывозные пошлины и сборы, если это необходимо).
При DPU транспортировка до назначенного пункта, расходы, связанные с транзитом и оплатой таможенных складов в случае задержек, оплачиваются продавцом, а таможенное оформление импорта – обязанность покупателя.
DPU удобно использовать при курьерских поставках малогабаритных товаров, когда водитель лично в руки передаёт посылку адресату.
Термин означает, что продавец считается исполнившим обязательства по контракту, когда передаёт покупателю продукцию готовую к выгрузке в назначенном пункте и прошедшую экспортное и импортное оформление в таможне.
При DDP стоимость транспортировки до места, расходы, связанные с прохождением таможни в обеих странах, транзитом, оплата таможенных складов в случае задержек оплачиваются продавцом. Только разгрузка при прибытии остаётся обязанностью покупателя.
Все риски до момента передачи партии для разгрузки в назначенном пункте несёт продавец.