Как проходит международная грузоперевозка

1. Составление внешнеторгового контракта
Это договор поставки, в котором указан момент и место перехода права собственности от продавца к покупателю.
Содержание контракта в каждом конкретном случае стороны оговаривают отдельно. Но в каждом внешнеторговом контракте обязательно указываются:
- Полные наименования сторон, заключающих контракт
- Предмет контракта и общая стоимость товара
- Количество товара и его качественные характеристики
- Сроки отгрузки товара
- Условия поставки по Инкотермс
- Требования к упаковке и маркировке товара
- Валюта платежа, сроки и условия оплаты
- Гарантийные обязательства
- Обстоятельства форс-мажора и порядок решения споров
- Адреса, банковские реквизиты и подписи сторон
Если Вам нужна помощь в составлении контракта или дополнительных соглашений к нему — Вы можете обратиться за помощью в логистическую компанию.
2. Обращение в логистическую компанию
При обращении в логистическую компанию заказчик указывает тип груза, его вес и объем, а также начальную и конечную точки маршрута, предоставляет для ознакомления внешнеторговый контракт.
Если внешнеторговый контракт еще не составлен, логистическая компания может помочь заказчику в его составлении.
3. Предоставление коммерческого предложения
На этом этапе заказчик и компания согласуют стоимость перевозки, маршрут, по которому будет следовать груз, а также условия страхования товара, если оно требуется.

4. Подписание договора грузоперевозки
На этом этапе также предоставляются транспортные, таможенные и сопроводительные документы, а именно:
- Товарно-транспортная накладная (CMR)
- Книжка МДП, она же Carnet TIR
- Документ упрощает прохождение границ стран, подписавших соответствующую конвенцию. Водитель предоставляет таможеннику заполненную книжку, тот вырывает из нее нужный листок, и водитель двигается дальше.
- Для таможни этот документ — гарантия того, что товар перевозится с соблюдением всех норм и что таможенная пошлина будет уплачена. Гарантом выступает Международный Союз Автомобильного Транспорта (IRU).
- Все книжки МДП — именные и имеют свой уникальный номер, перевезти груз по чужой МДП не получится.
- Важный момент: сумма покрытия, которую гарантирует таможням IRU — 60 тысяч евро. Следовательно, для перевозки дорогостоящих грузов, сумма таможенных платежей по которым превышает эту сумму, Carnet TIR применяться не может.
- (образец документа)
- Транзитная декларация T1 или экспортная декларация EX1
- Инвойс
- Аналог российской счет-фактуры. В нем указывают наименование товара, количество по каждой товарной позиции, цену за единицу товара, общую сумму к оплате. Также обязательно указываются дата и номер документа, реквизиты покупателя и продавца. Очень важно, чтобы реквизиты совпадали с теми, что указаны в контракте.
- В инвойсе могут быть отражены условия поставки по Инкотермс, сроки оплаты и отгрузки, но это не обязательно — вся эта информация есть во внешнеторговом контракте. (образец документа)
- Упаковочный лист
- Упаковочный лист напоминает инвойс, однако в нем дополнительно указываются веса и объемы грузов, а также информация о том, во что они упакованы. У документа нет установленной формы, и каждая компания определяет ее сама.
- Этот документ важен для тех, кто будет осуществляет разгрузку. По нему удобно проверять комплектность груза. (образец документа)
- Сертификат происхождения
- Содержит описание товара и подтверждение того, что он произведен в той стране, от имени которой выдан этот сертификат. Обычно эти сертификаты выдает торгово-промышленная палата страны-производителя. Документ предоставляется на таможне в тех случаях, когда оформление товара требует подтверждения его происхождения.
- Очевидно, что страны не могут выдавать сертификаты происхождения от имени другой страны (например, Китай не выдает российские сертификаты, как и наоборот).
- (образец документа)
- Разрешение на въезд грузового автомобиля
- На жаргоне перевозчиков называется «дозвол». Их выдает Министерство транспорта той страны, по которой поедет автомобиль. Каждый документ имеет уникальный номер и гасится при прохождении границы, проехать дважды по одному дозволу не получится.
- Дозволы бывают разных видов: для транзита, для погрузки и выгрузки или для всего перечисленного сразу. (образец документа)
- Сертификат соответствия/безопасности/качества
- Документ подтверждает соответствие грузов требованиям качества и безопасности и выдается в соответствии с государственными стандартами. Если таких документов нет, нужно пройти шаг 7. (образец документа)


5.Подбор кодов ТН ВЭД
Заказчик передает логистической компании коды товарной номенклатуры ВЭД для всех товарных позиций, которые будут в составе груза. Код ТН ВЭД определяет ставку таможенных платежей на каждый вид товара.
Если заказчик не может/не хочет делать это самостоятельно — услугу подбора кодов ТН ВЭД может предоставить сама логистическая компания.
6. Определение таможенной стоимости
Один из самых сложных этапов. На нем вводится очень важное понятие – «таможенная стоимость». Она служит базой для расчет таможенных платежей и представляет собой общую сумму по инвойсу ПЛЮС расходы на транспортировку, погрузку-выгрузку и страхование.
Таким образом, таможенная стоимость напрямую зависит от условий поставки по Инкотермс, которые прописаны во внешнеторговом контракте.
- Рассмотрим несколько примеров:
- Выбраны условия FCA Berlin
- Означает, что производитель доставляет груз до Берлина, а заказчик самостоятельно погружает его на свой транспорт, оплачивает страховку и доставляет по месту назначения.
- В этом случае таможенная стоимость равна:
- Стоимость по инвойсу + расходы на транспорт + расходы на погрузку + страховые расходы.
- Выбраны условия CPT Moscow
- Означает, что производитель оплачивает погрузку и доставку груза до Москвы. При этом страхование груза оплачивает заказчик.
- В этом случае таможенная стоимость равна:
- Стоимость по инвойсу + страховые расходы.
- Выбраны условия CIP Moscow
- Означает, что производитель оплачивает погрузку и доставку груза до Москвы, а также его страхование.
- В этом случае таможенная стоимость равна стоимости по инвойсу.
7. Ввоз образцов, получение разрешительных документов
Этот этап нужно проходить в том случае, если товар не сертифицирован в России. Тогда необходимо сначала ввезти в страну образцы, чтобы их проверили на соответствие российским стандартам качества и выдали на них сертификаты соответствия/безопасности/качества.
8. Доставка товара на консолидационный склад в Риге
На складе груз проверяется, взвешивается, дополнительно упаковывается, при необходимости маркируется (шаг 9).
9. Маркировка товара
Маркировка нужна для защиты потребителя от контрафактной продукции и для отслеживания отдельных партий товара.
К товарам, которые в России подлежат обязательной маркировке, относятся:
- Кожаная одежда;
- Блузки (в том числе детские);
- Женские и мужские (в том числе детские): куртки, пальто, ветровки, анораки, плащи;
- Постельное белье;
- Столовое белье;
- Кухонное и туалетное белье;
- Мороженое и сыры;
- Ювелирные изделия и драгоценные металлы;
- Отдельные виды молочной продукции.
Для запуска процесса маркировки предварительно необходимо:
- Получить электронную цифровую подпись;
- Зарегистрироваться в системе «Честный знак»;
- Зарегистрироваться в национальном каталоге GS1.
Процесс маркировки происходит следующим образом:
- Получение имеющихся уникальных штрихкодов GTIN от фабрики, проверка наличия штрихкодов на коробках
- Проверка артикулов и подготовка кодов
- Выгрузка кодов в формате csv и передача их на склад
- Непосредственно процесс маркировки
- Проверка читаемости кодов
- Отчет о проведенной маркировке
Глобальный номер товара GTIN (Global Trade Item Number, англ.) это международный номер товара, используемый в электронных каталогах и информационных системах. Он уникален для каждого вида товара.

10. Доставка товара на таможенный склад в Москве
Может осуществляться как отдельным транспортом (при большой партии товара), так и в составе сборного груза (для небольших грузов).
11. Подача таможенной декларации, оплата таможенных платежей
Существует четыре вида таможенных платежей: ввозная таможенная пошлина, таможенный сбор, ввозной НДС и акциз.
Рассмотрим подробно каждый из них.
- Ввозная таможенная пошлина
- Рассчитывается из базы для исчисления и ставки таможенной пошлины, установленной в отношении товара.
- Базой в зависимости от вида товара является или таможенная стоимость товара, или количество товара.
- Пошлины бывают нескольких видов:
- Адвалорные – рассчитываются исходя из таможенной стоимости товара;
- Специфические – рассчитываются исходя из количества товара;
- Комбинированные – они сочетают оба вида.
- Таможенный сбор
- Это обязательный платеж за работу таможни. Его размер фиксирован и зависит от стоимости груза: тем она выше, тем выше таможенный сбор. Сбор взимается при каждой подаче таможенной декларации. Если Вы отзываете декларацию или таможня отказывает Вам в оформлении — таможенный сбор не возвращается.
- Акциз
- Акциз уплачивается только при оформлении подакцизных товаров, например, алкоголя, сигарет или автомобилей.
- Полный список товаров, облагаемых акцизом, перечислен в 181 статье Налогового кодекса РФ.
- Ввозной НДС
- При расчете ввозного НДС нужно быть особенно внимательным: базой для его исчисления служит сумма таможенной стоимости, ввозной пошлины, таможенных сборов и акциза. То есть по сути ввозной НДС является «налогом на налог».
- Для разных групп товаров ввозной НДС составляет либо 10%, либо 20% от этой суммы.
Формула вычисдения таможенного НДС

Схема возмещения НДС при Импорте

12. Доставка до места назначения
