Как проходит международная грузоперевозка
1. Составление внешнеторгового контракта
Это договор поставки, в котором указан момент и место перехода права собственности от продавца к покупателю.
Содержание контракта в каждом конкретном случае стороны оговаривают отдельно. Но в каждом внешнеторговом контракте обязательно указываются:
- Полные наименования сторон, заключающих контракт
- Предмет контракта и общая стоимость товара
- Количество товара и его качественные характеристики
- Сроки отгрузки товара
- Условия поставки по Инкотермс
- Требования к упаковке и маркировке товара
- Валюта платежа, сроки и условия оплаты
- Гарантийные обязательства
- Обстоятельства форс-мажора и порядок решения споров
- Адреса, банковские реквизиты и подписи сторон
Если Вам нужна помощь в составлении контракта или дополнительных соглашений к нему — Вы можете обратиться за помощью к специалистам нашей компании.
2. Обращение в логистическую компанию
При обращении в нашу логистическую компанию заказчик указывает тип груза, его вес и объем, а также начальную и конечную точки маршрута, предоставляет для ознакомления внешнеторговый контракт.
Если внешнеторговый контракт еще не составлен, наши специалисты помогут заказчику в его составлении.
3. Предоставление коммерческого предложения
На этом этапе заказчик и компания согласуют стоимость перевозки, маршрут, по которому будет следовать груз, а также условия страхования товара, если оно требуется.
4. Подписание договора грузоперевозки
На этом этапе также предоставляются транспортные, таможенные и сопроводительные документы, а именно:
- Товарно-транспортная накладная (CMR)
- Книжка МДП, она же Carnet TIR
- Документ упрощает прохождение границ стран, подписавших соответствующую конвенцию. Водитель предоставляет таможеннику заполненную книжку, тот вырывает из нее нужный листок, и водитель двигается дальше.
- Для таможни этот документ — гарантия того, что товар перевозится с соблюдением всех норм и что таможенная пошлина будет уплачена. Гарантом выступает Международный Союз Автомобильного Транспорта (IRU).
- Все книжки МДП — именные и имеют свой уникальный номер, перевезти груз по чужой МДП не получится.
- Важный момент: сумма покрытия, которую гарантирует таможням IRU — 60 тысяч евро. Следовательно, для перевозки дорогостоящих грузов, сумма таможенных платежей по которым превышает эту сумму, Carnet TIR применяться не может.
- (образец документа)
- Транзитная декларация T1 или экспортная декларация EX1
- Инвойс
- Аналог российской счет-фактуры. В нем указывают наименование товара, количество по каждой товарной позиции, цену за единицу товара, общую сумму к оплате. Также обязательно указываются дата и номер документа, реквизиты покупателя и продавца. Очень важно, чтобы реквизиты совпадали с теми, что указаны в контракте.
- В инвойсе могут быть отражены условия поставки по Инкотермс, сроки оплаты и отгрузки, но это не обязательно — вся эта информация есть во внешнеторговом контракте. (образец документа)
- Упаковочный лист
- Упаковочный лист напоминает инвойс, однако в нем дополнительно указываются веса и объемы грузов, а также информация о том, во что они упакованы. У документа нет установленной формы, и каждая компания определяет ее сама.
- Этот документ важен для тех, кто будет осуществляет разгрузку. По нему удобно проверять комплектность груза. (образец документа)
- Сертификат происхождения
- Содержит описание товара и подтверждение того, что он произведен в той стране, от имени которой выдан этот сертификат. Обычно эти сертификаты выдает торгово-промышленная палата страны-производителя. Документ предоставляется на таможне в тех случаях, когда оформление товара требует подтверждения его происхождения.
- Очевидно, что страны не могут выдавать сертификаты происхождения от имени другой страны (например, Китай не выдает российские сертификаты, как и наоборот).
- (образец документа)
- Разрешение на въезд грузового автомобиля
- На жаргоне перевозчиков называется «дозвол». Их выдает Министерство транспорта той страны, по которой поедет автомобиль. Каждый документ имеет уникальный номер и гасится при прохождении границы, проехать дважды по одному дозволу не получится.
- Дозволы бывают разных видов: для транзита, для погрузки и выгрузки или для всего перечисленного сразу. (образец документа)(образец документа2)
- Сертификат соответствия/безопасности/качества
- Документ подтверждает соответствие грузов требованиям качества и безопасности и выдается в соответствии с государственными стандартами. Если таких документов нет, нужно пройти шаг 7. (образец документа)(образец документа2)(образец документа3)
5.Подбор кодов ТН ВЭД
Заказчик передает логистической компании коды товарной номенклатуры ВЭД для всех товарных позиций, которые будут в составе груза. Код ТН ВЭД определяет ставку таможенных платежей на каждый вид товара.
Если заказчик не может/не хочет делать это самостоятельно — услугу подбора кодов ТН ВЭД может предоставить наша логистическая компания.
6. Определение таможенной стоимости
Один из самых сложных этапов. На нем вводится очень важное понятие – «таможенная стоимость». Она служит базой для расчет таможенных платежей и представляет собой общую сумму по инвойсу ПЛЮС расходы на транспортировку, погрузку-выгрузку и страхование.
Таким образом, таможенная стоимость напрямую зависит от условий поставки по Инкотермс, которые прописаны во внешнеторговом контракте.
- Рассмотрим несколько примеров:
- Выбраны условия FCA Berlin
- Означает, что производитель доставляет груз до Берлина, а заказчик самостоятельно погружает его на свой транспорт, оплачивает страховку и доставляет по месту назначения.
- В этом случае таможенная стоимость равна:
- Стоимость по инвойсу + расходы на транспорт + расходы на погрузку + страховые расходы.
- Выбраны условия CPT Moscow
- Означает, что производитель оплачивает погрузку и доставку груза до Москвы. При этом страхование груза оплачивает заказчик.
- В этом случае таможенная стоимость равна:
- Стоимость по инвойсу + страховые расходы.
- Выбраны условия CIP Moscow
- Означает, что производитель оплачивает погрузку и доставку груза до Москвы, а также его страхование.
- В этом случае таможенная стоимость равна стоимости по инвойсу.
7. Ввоз образцов, получение разрешительных документов
Этот этап нужно проходить в том случае, если товар не сертифицирован в России. Тогда необходимо сначала ввезти в страну образцы, чтобы их проверили на соответствие российским стандартам качества и выдали на них сертификаты соответствия/безопасности/качества.
8. Доставка товара на консолидационный склад в Риге
На складе груз проверяется, взвешивается, дополнительно упаковывается, при необходимости маркируется (шаг 9).
9. Маркировка товара
Маркировка нужна для защиты потребителя от контрафактной продукции и для отслеживания отдельных партий товара.
К товарам, которые в России подлежат обязательной маркировке, относятся:
- Кожаная одежда;
- Блузки (в том числе детские);
- Женские и мужские (в том числе детские): куртки, пальто, ветровки, анораки, плащи;
- Постельное белье;
- Столовое белье;
- Кухонное и туалетное белье;
- Мороженое и сыры;
- Ювелирные изделия и драгоценные металлы;
- Отдельные виды молочной продукции.
Для запуска процесса маркировки предварительно необходимо:
- Получить электронную цифровую подпись;
- Зарегистрироваться в системе «Честный знак»;
- Зарегистрироваться в национальном каталоге GS1.
Процесс маркировки происходит следующим образом:
- Получение имеющихся уникальных штрихкодов GTIN от фабрики, проверка наличия штрихкодов на коробках
- Проверка артикулов и подготовка кодов
- Выгрузка кодов в формате csv и передача их на склад
- Непосредственно процесс маркировки
- Проверка читаемости кодов
- Отчет о проведенной маркировке
Глобальный номер товара GTIN (Global Trade Item Number, англ.) это международный номер товара, используемый в электронных каталогах и информационных системах. Он уникален для каждого вида товара.
10. Доставка товара на таможенный склад в Москве
Может осуществляться как отдельным транспортом (при большой партии товара), так и в составе сборного груза (для небольших грузов).
11. Подача таможенной декларации, оплата таможенных платежей
Существует четыре вида таможенных платежей: ввозная таможенная пошлина, таможенный сбор, ввозной НДС и акциз.
Рассмотрим подробно каждый из них.
- Ввозная таможенная пошлина
- Рассчитывается из базы для исчисления и ставки таможенной пошлины, установленной в отношении товара.
- Базой в зависимости от вида товара является или таможенная стоимость товара, или количество товара.
- Пошлины бывают нескольких видов:
- Адвалорные – рассчитываются исходя из таможенной стоимости товара;
- Специфические – рассчитываются исходя из количества товара;
- Комбинированные – они сочетают оба вида.
- Таможенный сбор
- Это обязательный платеж за работу таможни. Его размер фиксирован и зависит от стоимости груза: тем она выше, тем выше таможенный сбор. Сбор взимается при каждой подаче таможенной декларации. Если Вы отзываете декларацию или таможня отказывает Вам в оформлении — таможенный сбор не возвращается.
- Акциз
- Акциз уплачивается только при оформлении подакцизных товаров, например, алкоголя, сигарет или автомобилей.
- Полный список товаров, облагаемых акцизом, перечислен в 181 статье Налогового кодекса РФ.
- Ввозной НДС
- При расчете ввозного НДС нужно быть особенно внимательным: базой для его исчисления служит сумма таможенной стоимости, ввозной пошлины, таможенных сборов и акциза. То есть по сути ввозной НДС является «налогом на налог».
- Для разных групп товаров ввозной НДС составляет либо 10%, либо 20% от этой суммы.