Центробанк стал либеральнее к изменениям платежных цепочек

Нетипичные внешнеторговые операции российского бизнеса стали реже расцениваться Центробанком как попытки обналичить или вывести средства за рубеж. По словам главы департамента финансового мониторинга и валютного контроля Банка России Ильи Ясинского, до кризиса и санкций практически любые изменения платежных цепочек компаниями квалифицировались как подозрительные операции, но сейчас это не так.

– Мы понимаем, для чего это делается в текущих условиях: для того, чтобы обойти ограничения, которые нам искусственно навязываются извне. Такие сложные платежные схемы завязаны на выстраивании новых логистических цепочек, чтобы обеспечить импорт необходимых товаров. В этой части мы наши «фильтры» немного ослабили, – пояснил глава департамента ЦБ.

Участники рынка стали открывать корреспондентские счета в национальных валютах дружественных стран, а власти разрешили ввоз в страну подсанкционных товаров без согласия правообладателя через третьи страны, а также проводить расчеты с контрагентами-нерезидентами за наличные.

Летом 2022 года Росфинмониторинг направлял в банки рекомендации, как отличать финансовые операции для обслуживания разрешенного параллельного импорта от подозрительных транзакций, нацеленных на обналичивание или незаконный вывод средств за рубеж. Банкам проще отказать в операции, чем нести ответственность в случае блокировки средств иностранным банком-корреспондентом.

По данным Банка России, в 2022 году объем сомнительных операций с признаками вывода средств за рубеж оказался на минимуме за все время мониторинга – 36 млрд рублей. По сравнению с 2021 годом показатель упал на 16%. Падение в основном произошло за счет сокращения объема подозрительных авансовых платежей за импорт – с 27 млрд до 17 млрд рублей. При этом вывод денег по схемам импорта через страны Таможенного союза подскочил более чем вдвое – с 5 млрд до 13 млрд рублей. По данным Росфинмониторинга, в 2022-2023 годах объем подозрительных трансграничных операций снижается.

15 июня 2023 года