Цифровизация мультимодальных грузоперевозок

Цифровизация: планы правительства на внедрение электронного оформления грузоперевозок вызывают большой интерес в бизнес-сообществе. С 1 августа 2024 года запускается эксперимент, который направлен на перевод процесса оформления перевозок грузов различными видами транспорта в электронный формат. Это станет возможным благодаря новой информационной системе — Национальной цифровой транспортно-логистической платформе. Целью эксперимента является проверка работоспособности прототипов подсистем и сервисов новой платформы, которая должна обеспечить беспрепятственную грузовую логистику.

В рамках эксперимента будут проведены тестирования технологий, связанных с выдачей разрешительных и товаросопроводительных документов через режим «одного окна». Также будет протестирована технология сбора и верификации информации о перевозчиках, а также формирование их рейтинга на основе данных о перевозках грузов. В результате планируется создание мультимодальных перевозок, которые будут полностью оформлены в электронном виде.

В эксперименте будут участвовать несколько ведомств со стороны государства, включая Минтранс, МВД, Минвосток, Минэкономики, ФТС, ФНС, ФСБ, Россельхознадзор, Роспотребнадзор и Ространснадзор. Также в эксперимент будут включены Российский экспортный центр и РЖД. Участие различных сторон, таких как отправители, перевозчики, получатели грузов, экспедиторы и операторы электронного документооборота, будет добровольным.

Оператором новой платформы будет Минтранс, который должен создать взаимодействие государства и компаний в области транспортно-экспедиционных услуг через портал «Госуслуги». Также Минтранс должен регламентировать виды используемых документов, взаимодействие платформы с корпоративными системами сопровождения грузов и разграничить функции участников эксперимента.

Планируется, что цифровизация поможет справиться с проблемами, связанными с отсутствием электронного обмена транспортными документами и разрешениями с другими странами, а также унифицировать перевозочные документы. По данным источников, платформа также создается для интеграции российской транспортной системы с системами других стран, таких как Китай и Индия, где уже существуют аналогичные системы.

Участники рынка мультимодальных перевозок отмечают несколько потенциальных проблем в сфере координации и цифровизации на федеральном уровне. Большинство логистических компаний уже имеют собственные системы сопровождения грузов, и им придется адаптировать их к новой федеральной системе. Однако идея передачи контроля над системой подачи заявок на железнодорожные перевозки от РЖД другому федеральному оператору получила поддержку от некоторых крупных игроков рынка, которые видят в ней потенциал для повышения эффективности внутренних процессов на железной дороге.

В ТПП отмечают, что в сфере автотранспорта уже сейчас возможно использовать электронные перевозочные документы, а эксперимент с цифровым взаимодействием поможет улучшить сбор и проверку информации о перевозчиках. Основатель компании Deliver поддерживает идею, что цифровизация грузоперевозок поможет очистить рынок от серых схем и уклонений от налогов, что создает недобросовестную конкуренцию. Проблем со взаимодействием систем в компании не предвидится, так как их платформа готова к интеграциям. Президент ТПП Сергей Катырин также подчеркивает важность создания прозрачного рейтинга грузоперевозчиков и механизма оспаривания проблемных ситуаций. В целом, отраслевой бизнес готов к изменениям.

Открыть чат
Отсканируйте код
Здравствуйте! Чем Вам помочь?