Морская доставка контейнеров вряд ли продолжит дешеветь

Ставки на контейнерную логистику в мире нормализуются, постепенно приближаясь к допандемийному уровню. Однако на Россию общемировой тренд влияет лишь отчасти.

Начиная с весны 2023 года в России наблюдается восстановление объемов по контейнерообороту в портах. Объемы контейнерной перевалки стабильно держатся на уровне свыше 420 тыс. TEU ежемесячно. Как следствие, по итогам 5 месяцев отставание к прошлогоднему уровню составляло уже 1%. Ожидается, что опубликованные данные за I полугодие будут свидетельствовать о положительной динамике.

Управляющий АО «ВЭД Агент», член Общественного совета при ФТС России Александр Дегтярев не исключает, что за 12 месяцев контейнерооборот вернется к результату 2021 года. По его словам, потери, произошедшие из-за санкций в портах Северо-Запада, компенсированы ростом морских терминалов в Азово-Черноморском и Дальневосточном бассейнах. При текущих ставках на перевозку в импортном и экспортном сообщении, по соотношению цена/скорость, приоритетным видится является мультимодальная транспортировка контейнеров через порты Дальнего Востока, добавляет эксперт.

В настоящее время основной трафик обслуживает Дальний Восток. Объем ежемесячной перевалки в регионе превышает 200 тыс. TEU.

Рост контейнерооборота происходит на фоне снижения ставок на их транспортировку. К настоящему времени стоимость морских контейнерных перевозок по основным мировым торговым маршрутам приблизилась к допандемийному уровню. На конец июня 2023 года индекс Drewry WCI (World Container Index) составлял $1,5 тыс. за 40-футовый контейнер. Пик предложения зафиксирован в сентябрь 2021-го, ставка доходила до $10,3 тыс., тогда как средний уровень ставки в 2019 году был в районе $1,4 тыс.

Глобальная тенденция отчасти влияет на ситуацию в РФ. Ставки контейнерных перевозок падают вслед за мировыми, но остаются в отличие от них в 2-3 раза выше. Маневра дальше снижать свои расценки у судовладельцев практически нет. Провозные мощности доступного россиянам флота хотя и растут, но накладывает отпечаток тот факт, что эти суда сравнительно небольшие относительно контейнеровозов глобальных западных операторов, ушедших с российского рынка.

06 июля 2023 года