Что такое контрейлерные перевозки

Контрейлер – это контейнер с автомобильными колесами для комбинированной перевозки по авто- и железным дорогам. Контрейлерные перевозки распространены в США, Канаде, Австралии. В Европе он и вовсе составляет около 30% от всех железнодорожных доставок. Об особенностях этого типа перевозок – в нашей статье.

Преимущества контрейлерных перевозок

Главный плюс контрейлера проистекает из его мультимодальной сущности: возможность доставки товара «до двери». Это снижает затраты на логистику и в конечном счете – цену на товар.

Второе достоинство – снижение нагрузки на автомагистрали. Этот способ позволяет объехать загруженные или труднопроходимые участки, например, в гористой местности. Вот почему он так популярен в центральной Европе, и особенно в альпийских государствах – Швейцарии, Италии, Австрии. Помимо этого, снижается нагрузка и на автомобили. Например, контрейлер на маршруте Москва-Екатеринбург-Москва означает, что для перевозки груза не используется тягач. Это экономит 3500 км эксплуатационного ресурса для последнего, что весьма существенно. Еще один плюс контрейлерных перевозок в сравнении с обычными автомобильными – экологичность. Выбросы парниковых газов у фур почти в 4 раза выше, чем у грузовых поездов.

В ряде европейских стран уже сейчас появляются сцепы с генераторами, к которым можно подключить рефрижератор. Это позволяет перевозить как обычные, так и пищевые грузы с ограниченным сроком годности.

 

Недостатки

Безусловно, для того, чтобы контрейлерные перевозки работали на полную мощность, необходима серьезная инфраструктура. Железнодорожные станции должны иметь специальные погрузчики-ричстакеры для погрузки на платформы. Однако мало закупить технику, для работы с ней нужны квалифицированные специалисты. Кроме того, существует также проблема дефицита погрузочных корзин, в которых перевозят полуприцепы. В Европе построены специальные интермодальные терминалы, предназначенные для контрейлерных перевозок. Поезда состоят из специальных платформ с поворотным механизмом, и тягачи заезжают на них самостоятельно без всякой техники. Однако для таких технологий также нужны немалые вложения.

Помимо этого, груз при такой перевозке может раскачиваться и испытывать дополнительные нагрузки, которые могут повлиять на его свойства. Для международных перевозок важно также, чтобы страны использовали одинаковую колею. Необходимо и согласование нормативно-правовой базы стран с точки зрения оформления контрейлера как транспортной единицы.

 

А как в России?

Впервые в России опробовали контрейлерные перевозки в 2011 году на маршруте в Финляндию. Однако после этого к нему возвращались лишь в отдельных случаях. Дело в том, что европейская части страны неплохо покрыта автомагистралями, которые при этом не так сильно загружены относительно европейских. В результате возить одно транспортное средство в другом попросту экономически невыгодно.

Что же касается дальних дистанций, эксперты отмечают проблемы из-за слишком длинных маршрутов. На них сложно сформировать единую тарифную сетку, и из-за этого стоимость оказывается очень высокой. В Европе поезд может преодолеть дистанцию за день, поездка же из Москвы на Дальний Восток занимает неделю. Тягач в это время простаивает, а командировочные водителю платить все равно нужно. Еще одна проблема – это, как и для других способов перевозки, поиск груза для возврата контрейлеров. Не хватает продуманных логистических цепочек, ведь прицеп – не контейнер, который можно оставить где угодно. Каждому прицепу нужен груз туда и обратно.

Использование такого вида перевозок крупными торговыми сетями также выглядит сомнительно. У них уже сложилась сеть распределительных центров, куда привозят товары, и мало на каком из них есть своя железнодорожная ветка.

Несмотря на все сложности, железнодорожники не теряют надежд. Одним из флагманов контрейлерной инфраструктуры России является Новосибирск. На станции есть ричстакеры, козловые краны, спредеры, и с их помощью погрузка занимает минимальное время.

 

Выводы

В России контрейлерные перевозки могут иметь смысл только при совпадении целого ряда факторов. Прежде всего это развитая инфраструктура, четкая тарифная сетка, разумные сроки доставки и выстроенные логистические маршруты. К сожалению, из-за западных санкций совершенствовать технику в ближайшее время будет трудно. Поэтому будет проблематично выйти на производительность, которая сделает контрейлерные перевозки рентабельными.