Доставка товаров из Европы через Турцию в 2022 году

Турция в 2022 году стала крупнейшим транзитным хабом для российских импортеров, закупающих товар в странах, которые ввели в отношении России торговые ограничения. И пусть этим транзит оказался во многом вынужденным, импорт товаров через Турцию имеет ряд достоинств. В данной статье мы расскажем, как и каким видом транспорта можно возить грузы по этому маршруту.

Как доставить товар через Турцию

Существует несколько схем доставки европейских товаров в Россию, и что удивительно, не во всех из них товар вообще попадает на территорию Турции.

Первый вариант – это так называемый «косвенный реэкспорт». Товар из Европы везется в Россию тем же самым маршрутом, что и раньше, но покупка производится через турецкую компанию-партнера. По дороге груз перепродается в Россию, и уже на месте покупатель выпускает товар как закупленный в Турции по процедуре «Импорт 40». В среднем турецкие компании-посредники берут за свои услуги от 3% до 5% от стоимости товара по инвойсу.

Если импортер не хочет платить посреднику, он открывает в Турции собственное юридическое лицо. Однако такой способ связан с существенными расходами: учет внешнеэкономических контрактов, сотрудничество с турецкими таможенными брокерами и логистическими компаниями. Одно только создание «юридической оболочки» обойдется в 3-4 тысячи долларов.

Второй вариант доставки – так называемый «ложный транзит». Товар продается в Турцию, следует транзитом через Россию и, попадая на российский таможенный склад, перепродается российской компании. Такой способ, конечно же, ведет к увеличению стоимости товара – ведь таможенных процедур становится в два раза больше.

Третий вариант – это прямой реэкспорт. При нем товар физически направляется в Турцию, и перепродается в Россию с местного таможенного склада. Этот вариант повышает цены на товар не только за счет дополнительных таможенных процедур, но и за счет еще одного логистического плеча.

Еще один вариант – доставка через третьи страны. При ней сначала происходит ввоз и растаможка товара в третьей стране, после чего он отправляется в Россию по процедуре «Экспорт». Эта схема, очевидно, является самой затратной, и ее применяют в случаях, когда поставщик, опасаясь санкций, не хочет иметь с Россией никаких дел.

 

Дополнительные расходы при транзите через Турцию

Все перечисленные схемы предполагают для импортера дополнительные расходы, в том числе оплату ввозных пошлин. С информацией о ввозных пошлинах на различные группы товаров можно ознакомиться на сайте Министерства торговли Турции.

Также в окончательную стоимость товара нужно будет заложить оплату дополнительных транзакций и комиссий валютного контроля, а также все логистические расходы, включая перетарку. При выборе четвертой схемы придется потратиться еще и на перемаркировку товара, это еще от 3% до 13% стоимости товара.

Не стоит забывать, что в Турции действует большое количество мер нетарифного регулирования. В зависимости от вида товара импортеру нужно предоставить на турецкую таможню протокол испытаний товара, список ингредиентов, входящих в его состав, сертификат происхождения, фитосанитарный сертификат и множество других документов.

Доставка из Турции

 

Каким видом транспорта лучше возить из Турции

По словам экспертов, стоимость автомобильных перевозок из Турции выросла в этом году в 2-3 раза. Такая доставка осуществляется через территорию Грузии, и главной сложностью является низкая пропускная способность погранперехода «Верхний Ларс» на российско-грузинской границе. Машины на нем могут ждать своей очереди до трех недель. Впрочем, Минтранс РФ обещает к концу 2022 года расширить пункт пропуска до 39 полос.

Морские перевозки на маршруте Турция–Россия сейчас осуществляют три местных оператора, однако размер их флота невелик, и нехватка порожних контейнеров только усугубляет ситуацию. Впрочем, доставку морем можно выполнить и на пароме. Они курсируют между турецкими портами и российским портом «Кавказ».

Еще один вариант доставки – контейнерным поездом из города Мерсин через территорию Грузии. По пути поезд проходит перегрузку – железнодорожные колеи в Турции и России различаются по ширине – и общее время в пути составляет 14-16 дней.

Авиадоставка, разумеется, является самым быстрым способом, однако стоимость транспортировки самая высокая – от полутора до двух евро за килограмм груза в зависимости от аэропорта отправки.

 

Выводы

В нынешних условиях выбирать не приходится, и стоимость всех услуг по таможенному сопровождению все меньше интересует российских импортеров – главное, чтобы в конечном итоге товар был доставлен в Россию. Поэтому к особенностям ведения бизнеса с турецкими коллегами приходится подстраиваться – как культурно, так и финансово. Благо, в национальном характере россиян и турок есть много общих черт, которые могут сблизить потенциальных партнеров.