Контейнерные перевозки по СМП: преимущества, недостатки и перспективы

В конце июня 2022 года президент России Владимир Путин подписал Федеральный закон «О внесении изменений в статью 51 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации и Федеральный закон «О Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом». Закон направлен на совершенствование организации плавания судов в акватории Северного морского пути.

Федеральным законом устанавливается, что организация плавания судов в акватории Северного морского пути, помимо прочего, будет включать в себя предоставление информации о гидрометеорологической, ледовой и навигационной обстановке в акватории Северного морского пути, содействие в организации проведения операций по ликвидации последствий загрязнения с судов опасными и вредными веществами и мониторинг движения судов.

 

Что такое Северный морской путь и почему он перспективен?

Идея создания маршрута вдоль побережья Северного ледовитого океана (через Чукотское, Восточно-Сибирское, Лаптевых, Карское, Баренцево и Норвежское моря) появилась еще в СССР. В сентябре 2018 года фидерное судно ледового класса Venta Maersk впервые преодолело весь маршрут СМП из с Дальнего Востока в Санкт-Петербург (с дополнительной загрузкой в южнокорейском Пусане). Частично маршрут проходил под проводкой атомного ледокола «50 лет Победы», а средняя скорость грузового судна составила около 11 узлов.

Суммарно на путь из Находки в Петербург у корабля ушло 28 дней. Если бы судно шло через Индийский океан и Суэцкий канал, на дорогу потребовалось бы около 45 суток. Именно меньшая протяженность маршрута делает СМП таким привлекательным. В его развитии, помимо России, заинтересованы Швеция, Финляндия и Норвегия. По морю они смогут получать грузы быстрее и дешевле, чем по железной дороге.

 

Планы развития Северного морского пути. Что планируют перевозить?

План развития инфраструктуры СМП и прибрежных территорий предусматривает доведение к 2024 году объемов грузоперевозок до 80 млн тонн в год. Для сравнения, сейчас этот показатель составляет 30 млн тонн, и большая часть приходится на сырье. Основные участники экспорта сырья внутри России – «Газпромнефть», «Новатэк», «Норильский никель» и другие крупные компании.

Впоследствии на СМП планируется перевозить сборные грузы для сырьевых компаний, к примеру, промышленное оборудование и запчасти к нему. Также маршрут будут использовать для снабжения различными товарами территорий Якутии, Красноярского края и других субъектов РФ, а в совсем отдаленной перспективе – для перевозки транзитных грузов для стран Азиатско-Тихоокеанского региона.

В планы правительства также входит развитие портовой и прибрежной инфраструктуры, наращивание сырьевой базы, модернизация навигационной и спасательной служб и создание единого диспетчерского центра для всего маршрута. По оценкам, на все это в ближайшие 5 лет уйдет около 905 миллиардов рублей. Как видно, настрой у правительства серьезный, но многие эксперты и независимые организации не разделяют оптимизм.

 

Какие сложности могут возникнуть на этапе реализации проекта?

Первая проблема – суровые климатические условия и сложная ледовая обстановка – нерешаема в принципе. Холод делает маршрут непригодным для перевозки электроники, косметики и других грузов, чувствительных к низким температурам. Поэтому большую часть товарной базы СМП будет составлять сырьевые товары и промышленное оборудование. Также необходимо помнить, что маршрут полностью доступен для прохода лишь 5-6 месяцев в году. Для круглогодичной навигации необходимо серьезное расширение ледокольного флота.

Вторая сложность – ограниченная скорость движения судов. В теплое время года на отдельных участках может мешать дрейфующий лед, а зимой вода и вовсе промерзает на несколько метров. Грузовые суда не могут прокладывать путь через лед самостоятельно, и без привлечения ледоколов здесь не обойтись. Это дополнительно повышает стоимость доставки. Флагманом Росатомфлота должен стать головной корабль «Лидер», который планируется спустить на воду в 2024 году.

Еще одна проблема – многочисленные риски, связанные со столкновениями судов в узких проходах между льдинами, и как следствие – высокая стоимость страховки. Впрочем, обратная сторона изолированности и сложности маршрута – полное отсутствие рисков пиратства на пути: попробуйте-ка выйти в море при минус тридцати и ниже!

Еще одна, неочевидная на первый взгляд проблема – слишком мелкое дно, неподходящее для самых крупных и грузоподъемных судов.

– Никто не отправит в Арктику большой контейнеровоз, очевидно же, что он там застрянет, – утверждает директор Института международного транспортного менеджмента Государственного университета морского и речного флота, профессор Александр Кириченко. – Осадка магистрального контейнеровоза при ширине 59 метров составляет 15 метров, к которым следует прибавить запас между дном и днищем. А там местами гарантированные глубины 12 метров на маршрутах, от которых очень легко отклониться в условиях дрейфующих ледовых полей. СМП — это шельфовое пространство с мелководной акваторией. При чем тут контейнерные перевозки?

 

Выводы

На первых порах транспортировка больших партий грузов по СМП почти наверняка будет убыточной, и компаниям понадобятся субсидии от государства. Для международных контейнерных перевозок маршрут пока не готов. Ситуация может измениться в будущем, по мере развития транспортной инфраструктуры. Главное условие процветания СМП – это создание полноценных портов-хабов на пути следования кораблей.