Логистика в 2022 году: как завезти товары в Россию

Санкции, введенные в отношении России в 2022 году, оказали влияние на многие бизнес-процессы, в том числе и на логистику. В данной статье мы расскажем о проблемах международной логистики, а также об альтернативных маршрутах доставки товаров.

С какими проблемами столкнулась логистика

Самый большой урон логистике нанесла неопределенность, с которой столкнулись все участники ВЭД. Паника, которую она посеяла, в первые несколько месяцев практически парализовала отрасль. Многие участники процесса ждали решений правительств и как следствие – восстановления грузопотоков, но это было ошибкой. Компании просто потеряли время, которое можно было потратить на перестройку своей логистики.

Запреты коснулись всех способов доставки грузов из Европы: фуры с российскими номерами попросту не пускают на территорию ЕС, для самолетов российских авиакомпаний закрыто воздушное пространство. Морские пути также не до конца свободны, так как многие контейнерные компании не хотят работать с грузами для России. Грузы остаются заблокированными в портах, российский бизнес тратит деньги на их хранение там.

Еще одно пострадавшее направление – логистика денежных средств. Это произошло потому, что ряд санкций затронул и российские банки. Деньги нередко подвисают на корреспондентских счетах и не сразу зачисляются на счет отправителя – от него требуются дополнительные документы.

Общая политическая ситуация также не играет на руку перевозчикам. Даже когда груз разрешен к перевозке, поставщик, опасаясь возможных последствий, иногда отказывается от отгрузки.

– Мы готовы работать с условиями, которые достаточно четко определены со стороны стран, которые вводят санкции, – отмечает директор по стратегическому развитию компании «Транссертико» Юлия Янелис. – Если мы понимаем, что есть четкий перечень товаров, кодов групп товаров, которые запрещены к вывозу, с этим можно работать. Однако бывает и такое, что сам поставщик, например, готов работать с РФ, у него давно заключен здесь контракт, и он готов исполнять по нему обязательства, а вот профсоюз, в который он входит, выступает против. Так, например, у нас было с Францией. Профсоюз, относящийся к текстильной промышленности, поставил такой политический запрет на отгрузку в адрес России.

 

Какие логистические пути остаются для перевозки из Европы?

Широкое распространение получила услуга перегруза товара в буферных зонах, например, в Белоруссии. Это дает возможность не прерывать транспортное сообщение с Европой окончательно и к тому же дает гибкость при формировании сборных грузов. Если не получается собрать полную фуру, можно отправить груз малотоннажным автомобилем, которая пересекает границу гораздо быстрее.

– Раньше автоперевозчики точно знали, сколько дней машина едет в Европу, – сетует директор компании «Джон Голд» Евгений Фадеев. – Теперь на европейском направлении срок доставки прогнозировать очень тяжело. Следовательно, сложности возникают и с формированием цен. Например, до марта машина из Германии в Москву стоила до 5 тыс. евро. В марте цена упала в два раза, а в апреле резко выросла до 10-12 тыс. евро.

 

Из каких стран возить проще?

По мнению экспертов, наиболее надежен сегодня способ доставки грузов из Китая по железной дороге, ведь КНР, в отличие от ЕС, продолжает тесное экономическое сотрудничество с нашей страной. Впрочем, у этого способа есть и недостаток: транспортная инфраструктура восточного полигона РЖД (БАМ и Транссибирской магистрали) и без того работает на пределе, на погранпереходах возникают заторы, в которых груз может стоять до пары недель и больше. К тому же правительство Китая отменило субсидии для ж/д перевозок, и это привело к росту цен на них. Кроме того, с грузопотоками не справляются даже морские порты – жесткая политика китайских властей, отправляющих при выявлении COVID-19 целые смены на карантин, также замедляет их работу. С другой стороны, увеличилось количество чартерных авиарейсов из Китая, хотя авиадоставку могут позволить себе не все заказчики.

Помимо китайского направления, есть и другие маршруты перевозки товаров в Россию. В частности, это Казахстан. Страна входит в ЕАЭС, и вся ее документация унифицирована с российской. Однако перевозчики подчеркивают: инфраструктура Казахстана недостаточно подготовлена к большим объемам, и сроки доставки также могут увеличиваться.

Еще одна страна, существенно нарастившая поставки продукции в Россию с февраля 2022 года – это Турция. Причем это касается как местных товаров, так и транзита из Европы и стран Ближнего Востока. Грузы из Турции можно отправлять как по морю в Новороссийск, так и автомобилем транзитом через Грузию. Второй вариант, впрочем, не пользуется большой популярностью – возможности погранперехода в Верхнем Ларсе ограничены, рельеф там сложный и гористый, поэтому прямая морская доставка из Турции в Россию – все же приоритетный способ.

Также бизнесу стоит обратить внимание на те рынки, которые не пользовались большой популярностью раньше. Это в первую очередь Индия, ОАЭ, Иран и даже Корея.

 

Выводы

Организовать доставку в Россию, как и раньше, можно из любой точки мира. Однако из-за санкций приходится искать пути транзита, а это влияет на сроки и цену доставки. Важный момент: даже в дружественных странах вроде Казахстана и Турции брокеры не всегда могут соглашаться работать с грузами для России или из России. Поэтому лучше заранее уточнить у логистической компании, как будет происходить доставка.

Вектором развития для России на ближайшие годы станет импортозамещение. И в нем отечественному производителю в первую очередь поможет транспортное партнерство с Китаем и Турцией. Статистические данные показывают рост потоков поставок оборудования из Китая в нашу страну. Это необходимо для поднятия авиационной отрасли России, машиностроения, легкой промышленности и производства товаров народного потребления.