Особенности транспортного коридора «Север-Юг»

Международный транспортный коридор «Север-Юг» создан для связи портов на Балтийском море с Ираном и Индией. Протяженность этого маршрута составляет более 7000 километров. О том, какие грузы перевозят по этому направлению, а также о проблемах маршрута – в нашей статье.

История

В 2000 году Россия, Иран и Индия подписали соглашение о создании единого транспортного коридора. Уже через два года министры транспорта этих стран подписывали протокол о его официальном открытии. Пропускная способность оценивалась в 30 млн. тонн грузов в год. Этот коридор в теории мог сократить время доставки из Индии и Ирана с 40-45 дней до 20-25.

Вместе с тем, по оценкам Евразийского банка развития, в 2020 году было перевезено всего лишь чуть более 5 млн. тонн. Активное использование коридора невозможно вследствие целого ряда причин.

 

Почему коридор «Север-Юг» не работает на полную мощность

На сегодняшний день коридор состоит из нескольких звеньев, связь между которыми отлажена не до конца. Для понимания устройства коридора необходимо выделить три маршрута:

  • – западный – из Ирана в Азербайджан и далее в Россию;
  • – восточный – из Ирана в Туркменистан, и далее через Казахстан в Россию;
  • – по Каспийскому морю – из портов Ирана напрямую в Астрахань или Махачкалу.

Самым перспективным считается западное направление коридора – оно не требует перегрузки товара, а железнодорожная сеть Азербайджана находится в хорошем состоянии. На это направление, по оценкам экспертов, будет переброшено около 60 процентов всех грузов. Мешает развитию этого маршрута прежде всего не связанная в единое целое железнодорожная сеть. Маршрут по территории Ирана от Решта до границы с Азербайджаном протяженностью 160 км будет построен только к 2030 году. Еще один сдерживающий фактор коридора в целом заключается в том, что существенная часть железных дорог Ирана до сих пор не электрифицирована.

Второе узкое место – недостаток мощностей в портах Махачкалы и Астрахани. По оценкам экспертов, порты рассчитаны на перевалку около 5 млн. тонн ежегодно. Если учесть, что порты обслуживают в основном насыпные и наливные грузы, у них низкий потенциал контейнеризации.

В теории вытащить коридор на более существенные объемы могла бы Индия. Однако индийские корабли не работают на иранском направлении из-за риска вторичных санкций. В результате весь морской грузопоток между странами осуществляется тремя иранскими судами. Вместимость каждого их них – 2200 TEU. В Каспийском море ситуация получше, однако флот, работающий на направлении Энзели–Астрахань, уже порядком изношен.

 

Перспективы развития коридора «Север-Юг»

Как мы уже отметили, основная зона роста для коридора – это развитие железных дорог в Иране. В 2022 году Россия и Азербайджан выделили Ирану в общей сложности 2 миллиарда долларов на строительство отрезка Решт–Астара, а также на электрификацию участка Гармсар–Инче-Бурун. Оба звена являются важными частями коридора. Их ввод в эксплуатацию существенно облегчит доставку грузов из Азии в Россию. Минтранс России считает, что строительство этих линий увеличит суммарный грузопоток на 3-10 млн. тонн в год.

Конечно, безостановочное движение все равно будет невозможным – в Иране другая ширина колеи. Однако одна смена вагонных тележек – это все равно лучше, чем перегружать на автомобиль. Именно фуры обслуживают недостающие звенья маршрута сейчас.

Еще одно направление развития инфраструктуры – дноуглубительные работы на Волго-Каспийском судоходном канале. Его максимальная глубина большую часть календарного года не соответствует нормативам. Это затрудняет транспортировку грузов. Работы планируют завершить до конца 2023 года.

 

Какие товары можно перевозить

Помимо очевидного экспорта нефти и нефтепродуктов, особые надежды возлагают на следующие товарные группы:

  • – продовольствие;
  • – черные и цветные металлы;
  • – древесина и изделия из нее;
  • – машины и оборудование;
  • – удобрения;
  • – текстильная продукция.

Грузопоток с севера на юг по большей части примерно в два раза интенсивнее, чем в обратном направлении. Однако его в основном составляет минеральная продукция. Следовательно, при заказе доставки придется раскошелиться и на возврат контейнера (если на месте не окажется груза на обратное направление).

 

Выводы

Несмотря на все сложности, грузопоток по коридору «Север-Юг» продолжает расти. Этому способствует геополитическое противостояние России и Европы. Как следствие – потоки переориентируются потоков на юг и восток. В январе-июне 2022 года товарооборот вырос на 26% по сравнению с прошлым годом. Однако полноценное функционирование системы невозможно без развития железных дорог Ирана. Также необходимо увеличить объемы морской торговли между Индией и Ираном и разработать единую систему тарификации.