Перспективы доставки товаров дронами

Идея использования беспилотных аппаратов для доставки небольших грузов уже давно витает в воздухе. Как отдельные умельцы-энтузиасты, так и крупные международные компании не стесняются вкладываться в это направление. В каком состоянии находится индустрия сейчас, и с какими проблемами ей приходится сталкиваться – об этом в нашей статье.

Рекламный ход или реальность

7-8 лет назад были весьма популярны вирусные видео, на которых продукция доставлялась с помощью дронов. В качестве примеров можно привести американскую пивоварню Lakemaid иди индийскую пиццерию Francesco’s. Однако во всех этих случаях видео были постановочными – ни о какой реальной доставке товаров клиентам не шло и речи.

Однако тогда же, в 2014 году компания Amazon предприняла первые попытки использовать дрон для доставки посылок. Ее инициатива разбилась о запрет со стороны Федеральной авиационной администрации США, и свое решение организация мотивировала запретом на осуществление доставки за плату. Двумя годами позже ФАА приняла новый регламент, в котором коммерческая доставка дронами разрешалась, но с некоторыми ограничениями. Например, коптер не может весить больше 25 кг, не должен развивать скорость выше 160 км/ч и может летать только в светлое время суток.

 

Успешный опыт Zipline

В октябре 2016 года американская компания Zipline запустила доставку крови и медикаментов в отдаленные районы Руанды. Здесь сложились все факторы для успешного ведения подобного бизнеса.

Во-первых, эта услуга очень востребована: в стране высока смертность по причине послеродового кровотечения, и четверть из них случается по причине отсутствия в больнице необходимого биоматериала, который нужно оперативно доставить. В сезон дождей в Руанде, имеющей сложный и холмистый рельеф, три четверти дорог приходит в полную негодность из-за подтоплений. Наземный транспорт попросту не мог проехать по ним. И даже в хорошую погоду доставка дроном проходила гораздо быстрее, чем мотоциклом, который использовался до этого. Таким образом, в сложных случаях беспилотник используется безальтернативно.

Во-вторых, согласование со стороны государства заняло чуть более шести месяцев. За это время были проработаны маршруты полетов и интеграция беспилотников в систему контроля воздушного трафика страны.

В центральной части Руанды страны компания построила логистический центр, где дроны «паркуются». Доставка происходит следующим образом: врач отправляет заявку на доставку крови определенной группы, сотрудники центра загружают посылку и программируют маршрут. Груз доставляется в больницу назначения в пределах одного часа, сбрасывается он туда с помощью бумажного парашюта. После доставки дрон возвращается обратно на базу.

 

С какими сложностями сталкивается индустрия

В настоящее время в России коптеры в основном используются для перемещения грузов между складскими помещениями в рамках одного комплекса. Выйти за эти рамки не получается из-за ограничений в законодательстве.

Как любой воздушный транспорт России, беспилотники подчиняются установленным правилам. Нужно заранее согласовывать план полета с соответствующими госорганами и получать разрешение на передвижение. Если нарушить эти правила, компанию оштрафуют или приостановят ее деятельность. Для оплаты заказа нужна касса, которой на беспилотниках просто нет. Множество зон, например, МКАД или объекты стратегического значения вообще закрыты для полетов, а ответственность за возможные столкновения всегда лежит на операторе дрона.

Однако помимо бюрократических сложностей, есть и проблемы технического характера. В частности, при плохой погоде техника не сможет привезти заказ. Сильный ветер может отклонить легковесный дрон от курса, осадки несут опасность для его «начинки», а уж в сильный мороз избежать поломок двигателя будет очень трудно.

Сейчас основные потребители такой доставки – это юридические лица, однако доставить товар в конкретный офис бизнес-центра или конкретную квартиру в доме все еще невозможно – для этого необходимо сложное навигационное оборудование. Есть и проблема безопасности – дрон могут как попросту украсть физически, так и перехватить над ним контроль дистанционно. Нужно дорабатывать и «железо», и программное обеспечение.

Пока система не станет отработанной, будут случаться сбои, задержки и срывы – доверие беспилотной доставке у покупателей будет низким. Так что курьеры могут пока не волноваться – в ближайшее время безработица им не грозит, коптеры им не конкуренты.

 

Выводы

С технической точки зрения для использования дронов в качестве курьеров препятствий практически не осталось. Дроны уже используются для коммерческой доставки грузов. Главная проблема для этой отрасли – недостаток законодательной базы.

Государство заинтересовано в том, чтобы над объектами, представляющими стратегическую важность, никто не летал, бизнес – в том, чтобы логистика была максимально быстрой и максимально дешевой, клиенты – в том, чтобы дроны не падали им на головы и не устраивали «восстание машин», когда человек просто хочет забрать заказ. Развитие законодательства невозможно без соблюдения интересов всех сторон.

По мнению многих экспертов, доставка с помощью БПЛА будет обоснована только при использовании автоматической системы управления полетами дронов, роль человека в которой будет упрощена до простого контроля и одновременного обслуживания нескольких дронов.