ЮНКТАД назвала причины низких темпов роста морских грузоперевозок

29 ноября 2022 года Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) опубликовала ежегодный обзор морского транспорта. Документ содержит актуальную информацию о состоянии мирового рынка морских грузоперевозок. По прогнозам организации, в 2022 году рост объема морских перевозок замедлится до 1,4%. Средний показатель за три предыдущих десятилетия – 3,3%. О причинах низких темпов роста – в нашей статье.

Высокая загруженность портов

2021 год прошел под знаком восстановления отрасли после кризиса, вызванного пандемией. Экономика стран начала возвращаться к нормальной жизни, и количество грузовых рейсов резко выросло. Некоторые операторы, стремясь к эффективности, сократили число заходов в порты на круговых рейсах. Однако это привело к тому, что в каждом порту теперь выгружается больше грузов, чем раньше. Нежелание операторов заходить во второстепенные порты увеличивает нагрузку на крупные. Время, которое корабли проводят в портах, увеличивается, а графики движения сбиваются.

Китай и Индия остаются локомотивами отрасли и продолжают наращивать уровень обслуживания линейным судоходством. Активно развивается также инфраструктура в Северной Африке. В то же время, например, в некоторых портах западного побережья США портовая инфраструктура устарела. Это негативно влияет на графики работы контейнерных портов. В странах Латинской Америки, а также в большинстве стран Африки ситуация еще сложнее.

 

Медленно растет флот

Объемы судостроения в мире остаются ниже пиковых значений 2014-2017 годов. Начиная с 2011 года в мире наблюдается старение флота. Средний возраст грузового судна составляет сейчас 22 года. И если с балкерами и контейнеровозами проблем нет, но возраст нефтяных танкеров и кораблей для генеральных грузов выше среднего.

Судовладельцы медленно обновляют флот по причине неопределенности нормативов по углеродным выбросам. Вместо этого они пользуются нынешними высокие ставки фрахтами, эксплуатируя старые суда. В особенности это касается балкеров и кораблей для наливных грузов.

 

Нестабильные графики движения

Как уже отметили выше, последние пару лет переполненные порты с трудом справляются со спросом. Дефицит есть как с точки зрения рабочих рук, так и оборудования, а также складских помещений. Это касается не только морских перевозок, но и всей транспортной отрасли. Автомобильный и железнодорожный транспорт местами не справляется с отправкой грузов вглубь стран. Особенно актуально это для портов Дальнего Востока России.

По мере того, как экономика восстанавливается, перевозчики меняют маршруты в сторону более прибыльных. От этого страдают в первую очередь развивающиеся страны. В частности, показатель обслуживания судоходством в странах Африки и Латинской Америки упал более чем на 10%. Эти государства сталкиваются не только с проблемой задержек судов, но и с нехваткой контейнеров.

 

Высокие ставки тарифов

Недостаточное предложение вкупе с оживлением торговли вызвали рекордное повышение цен. В середине 2021 году они достигли своего пика, который был в 4 раза выше допандемийных значений. Контейнерные перевозчики, конечно же, столкнулись с дополнительными расходами, но они с лихвой окупились за счет сверхприбылей.

К середине 2022 года ставки тарифом постепенно начали нормализовываться. Тем не менее уровень ставок даже сейчас более чем в 2 раза выше, чем до пандемии. По мере выхода на рынок новых судов можно ожидать дальнейшего снижения. Однако волатильность все равно будет сохраняться. Виной тому продолжающийся конфликт на Украине и изменение географии поставок товаров из России. Также на цены могут повлиять новые нормы энергоэффективности судов, которые вступят в силу в 2023 году. Они предусматривают снижение скорости движения кораблей с целью экономии топлива. Некоторые суда придется переоборудовать или списать.

 

Выводы

К счастью, Взрывной рост цен на морские контейнерные перевозки, произошедший в 2020 году, позади. Однако перед индустрией, по мнению ЮНКТАД, стоит еще очень много вызовов. Стареющий флот, недостаточные объемы ввода новых судов, геополитические риски, низкий уровень цифровизации процессов в развивающихся странах – все это, увы, препятствует устойчивому развитию отрасли.